Search Members Help

» Добро пожаловать, Гость
[ Вход :: Регистрация ]

 

[ Подписаться на эту тему :: Отправить тему на E-mail :: Распечатать эту тему ]

reply to topic new topic new poll
Тема: Исследовательская деятельность, Схема и порядок преведения исследования< Предыдущая тема | Следующая тема >
 Номер сообщения: 1
Elka Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Super Moderator
Сообщений: 3201
Дата регистрации:
октября 2008
PostIcon Отправлено: января 25 2012,22:07  Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE

Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом:

1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
2.     Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
3.     Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.
4.     Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.
5.     Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.
6.     Определение последовательности проведения исследования.
7.     Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.
8.     Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.
9.     Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
10.Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
11.Обсуждение итогов завершенной работы.
Основополагающим моментом формулирования темы является решение проблемы выбора.
Обычно, в исследовательской работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели работы, а также выбор или отработка методики проведения исследования.
1/3 - затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведении опытов. И не менее 1/3 времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы.
Поэтому в подготовительный период рекомендуется не только выбрать тему для исследования и сформулировать его задачи, но и собрать как можно больше информации о предмете изучения путём знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Всякому исследованию должно предшествовать полное изучение вопроса по литературным, опросным или любым другим данным.
Важнейшее основание для выбора темы исследования -- наличие какого-либо противоречия или отсутствие объективных данных. Разработка научной темы представляет собой разрешение противоречия, ведущее к развитию наших умений и к получению новых знаний.
Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.
Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследователя.

Формулировка задач исследования -- тоже довольно сложное и трудоёмкое занятие. При их постановке исследователь должен чётко сформулировать, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ (как мы будем искать ответ на поставленный в цели вопрос).
Планирование работы подразумевает также необходимость в выборе методов работы и в определении методики проведения исследования. Очевидно, что истину дают не предположения, а точно и правильно подобранные факты и их объяснения, поэтому очень важна разработка методики сбора этих фактов. Хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто создаёт основу его успеха.
После постановки цели и задач и выбора методов исследования, учитель предоставляет ученику план исследования с приблизительным указанием временных промежутков.
Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из опубликованной литературы и любых других источников. Исследования по биологии сложны тем, что необходимо получить экспериментальные данные обычно на большой выборке и с большим числом повторений. Необходимо проводить множество опытов, зачастую они связаны с погодными условиями (лягушки летом), особенностями жизненной активности объектов исследования и т. д. Это требует большой самоотдачи от учащихся, как по времени, так и интеллектуальной и организаторской. И здесь мои ученики стали для меня во многом примером для подражания, поражая своей настойчивостью, упорством в достижении цели [29, с.53].
Offline
Top of Page Profile Contact Info 
 Номер сообщения: 2
Elka Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Super Moderator
Сообщений: 3201
Дата регистрации:
октября 2008
PostIcon Отправлено: января 25 2012,22:08 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE

Сбор научных фактов требует выполнения некоторых многократно проверенных практикой правил:

1. Записи наблюдений должны делаться в специальных журналах наблюдений или в полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель ни надеялся на свою память. В записях допустимы общепринятые в науке сокращения и условные знаки. В остальном, чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными.

2. Развитие умений выдвигать гипотезы
Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.
Первое, что составляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Способы проверки гипотез обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное.
Offline
Top of Page Profile Contact Info 
 Номер сообщения: 3
Elka Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Super Moderator
Сообщений: 3201
Дата регистрации:
октября 2008
PostIcon Отправлено: января 25 2012,22:08 Skip to the previous post in this topic. Skip to the next post in this topic. Ignore posts   QUOTE

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ШКОЛЬНИКОВ

Основные этапы исследовательской работы:


1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования)
4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
6. Определить последовательность проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
Темы детских исследований
ФАНТАСТИЧЕСКИЕ – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор. Все это может быть создано только в вербальном варианте, а может быть воплощено в техническом рисунке или макете, склеенном из бумаги, смонтированном из картонных коробок.

ЭМПЕРИЧЕСКИЕ – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Например, работа “Книга рекордов нашего класса”. Понаблюдав за своими одноклассниками и определить, кто в какой области “самый-самый” (самый спортивный, самый модный, самый аккуратный, кто лучший математик и т. д. )

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, увидеть в фильмах или прочитать в книгах и др.
Например, можно собрать в разных справочниках и энциклопедиях информацию об определенной группе пород собак, устройстве парусных кораблей ит. д. Обобщив эту информацию, можно найти интересные закономерности, незаметные для поверхностного взгляда. Структурировав полученные данные, можно представить выявленные сведения для обсуждения в коллективе сверстников.
Правила выбора темы
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.
Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

Подготовка к защите исследовательской работы

Шаг 1. Дать определения основным понятиям.
Шаг 2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
Шаг 3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.
Шаг 4. Ранжировать основные идеи.
Шаг 5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы)
Шаг 6. Выработать суждения и сделать умозаключения.
Шаг 7. Сделать выводы.
Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
Шаг 9. Подготовить текст доклада.
Шаг 10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др.
Шаг 11. Подготовиться к ответам на вопросы.

Составление плана работы над проектом

1. Подумать самому о том, что я знаю----------------------------------
2. Прочитать-------------------------------------------------------------------
3. Посмотреть телепередачи (в Интернете, фильм…)---------------
4. Спросить у взрослых------------------------------------------------------
5. Понаблюдать------------------------------------------------------------------
6. Провести эксперимент------------------------------------------------------
7. Сделать математические расчеты--------------------------------------
8. Подвести итог (сделать выводы и умозаключения)---------------
9. Подготовиться к защите---------------------------------------------------
Offline
Top of Page Profile Contact Info 
 Номер сообщения: 4
Elka Search for posts by this member.

Avatar



Группа:
Super Moderator
Сообщений: 3201
Дата регистрации:
октября 2008
PostIcon Отправлено: января 29 2012,11:53 Skip to the previous post in this topic.  Ignore posts   QUOTE

Сайт учителей начальных классов Уренского района Нижегородской области. Много полезного по проведению исследовательской деятельности младших школьников.
Offline
Top of Page Profile Contact Info 
3 ответов, начиная с января 25 2012,22:07 < Предыдущая тема | Следующая тема >

[ Подписаться на эту тему :: Отправить тему на E-mail :: Распечатать эту тему ]


 
reply to topic new topic new poll

» Быстрый ответ Исследовательская деятельность
Кнопки iB кода
Вы отправляете как:

Вы хотите добавить Вашу подпись для этого сообщения?
Вы хотите использовать смайлики в этом сообщении?
Подписаться на эту тему
Посмотреть все смайлики
Посмотреть iB коды